Перемога Гітлера

- 27.09.2008 00:00
Перемога Гітлера

Самый подлый фильм. Победа Гитлера на постсоветском пространстве

А слона-то мы, конечно, приметили?! Уже которую неделю сомнительный трэш-проект режиссера Марюса Бальчунаса-Вайсберга «Гитлер, капут!» бьет прокатные рекорды в СНГ. В России лента стала лидером уикэнда, заработав, глазом не моргнув, почти 144 млн. рублей. В Украине, по мнению Антона Пугача (генерального директора компании «Мультиплекс-холдинг»), эта же комедия для идиотов с неоконченным образованием стала одним из самых прибыльных уикэндовских развлечений «со времен старта тотальной киноукраинизации». Наконец, о, диво-дивное, этот же бред сивой кобылы, заснятый на пленку, удостоился пространных комментариев The New York Times. И это втройне «дивно», так как уважаемое издание, очевидно, и вспоминало-то в последний раз о российском кино еще во времена триумфов картины «Москва слезам не верит» на «Оскаре» в 1980-м. Поддадимся же «стадному инстинкту»… И вернемся в кинозал — чтобы увидеть «это» и онеметь.

Под небом голубым есть город «золотой». Именно там дегенерат-разведчик Александр Исаевич Осечкин-Шуренберг (артист Павел Деревянко) юлой вальсирует по готовым сдаться в плен улицам. Город этот густо населен попсовым зверинцем из популярных телепередач: «Городок», «Новые песни о главном», «Дом-2», «Аншлаг» и так далее. Нацисты в граде изъясняются исключительно на новорусской «фене». Своих потаскушек фрахтуют в офшоры. Во время оргий обязательно приспускают штаны. Их «достоинства» непременно пройдут проверку нежной ручкой российской радистки Зины. Дурными голосами они орут еврейские и российские песни. Танцуют — часто без сюжетной надобности (сюжета в фильме нет вообще). Разумеется, нацисты-клоуны дерибанят бюджеты местной партийной организации.

И здесь же каждый опытный телезритель найдет в толпе «любимое лицо». Например, есть физиономия дочери бывшего партийного идола Санкт-Петербурга, гламурной Ксении Собчак, изображающая Еву Браун: беспощадную кокаинистку, ноющую сучку, которая умоляет фюрера договориться с Муссолини, чтобы отбыть на майские в Дубай — подальше от военных развалин.

Тут же и кривая маска из совокупной телепошлости — комик Гальцев, который косит под Мюллера как больного на всю голову суицидника, страждущего без надобности прыгнуть из окна. Здесь же — в роли Бормана — лицо «Городка» артист Стоянов, адаптированный под гомосексуалиста (кофта в голубой цветочек).

А «лучшая певица 2008 года» — особа без признаков вокала Анна Семенович — прообраз радистки Кэт: с пятым размером и с опилками в голове.

Разумеется, куда же без них — варяги из Comedy Club — этих где ни посей, там они и будут колоситься.

Действие кинокапустника-издевательства (над «прахом» Штирлица и над «коридорами» гестапо), как и полагается, происходит весной 1945-го. Когда уже «некуда бежать». Поэтому нацисты (повсеместно) и сошли дружно с ума — в ночных клубах, на хазах-малинах, в наркопритонах, на конспиративных квартирах.

У всех жизнь бьет ключом. Нам — по голове.

Что особо приятно, съемки некоторых эпизодов произведения проходили в Украине, во Львове в частности. СМИ артисты с радостью докладывали, как отдельные местные жители, завидев украшенные свастикой здания (а также героев в эсесовской форме), вдруг воодушевленно начинали бежать им навстречу... Едва ли не обнимать. Что напомнило мне эпизод из советского телесериала «Тени исчезают в полдень», когда подпольщица-кулачка Пистимея, прослушав по радио сообщение о нападении Гитлера на СССР, вдруг вылезла из своего погреба со словами: «Наконец-то! Дождались-таки, Устинушка…»

Несомненно: этот шедевр, еще на этапе интеллектуального оплодотворения сценария, однозначно был обречен на успех. Тем более что нынче, как правило, и сценариста-то не нужно. Над «проектами» по новым технологиям работает загадочная должность «скрипт супервайзера», лицо без определенных творческих наклонностей. То есть художественного спросу — никакого. Веселит, когда велят.

Но зато у фильма есть высоконравственный идеолог. Это режиссер-постановщик. Человек, который еще накануне проката проекта стыдливо отгрыз первый кусочек своей прибалтийской фамилии — Бальчунас… И осталась только ее вторая составляющая — Вайсберг. Этот творец-литовец мастерству да опыту учился в Голливуде. Там отпахал семнадцать лет. Но «Оскар» так ему и не приснился. В послужном списке создателя «Гитлера» до сего победного дня значилось два малозаметных фильма. И еще — заметные амбиции. Так как закончил ту же Калифорнийскую киношколу, что и Джордж Лукас. У последнего, как известно, «Звездные войны». У этого — индивидуальная «война» за место под… Под солнцем? Под сенью барышей.

С этой последней выгодной целью в общую кинотелегу капустника впрягся до сего момента казавшийся приличным человеком — продюсер Сергей Ливнев. В итоге — после некоторых «аранжировок» сценария, адаптированных под «феню-малину» и жизненные запросы поп-корн-аудитории — и возник этот лидер проката.

Кино «туалетного юмора» — реальность дня. Деграданс победил во всех направлениях «прекрасного». Против лома нет приема. Супротив него бесполезно бунтовать и бороться: что в Минкульте, что на страницах серьезных изданий. Ну и пусть себе бегут неуклюже эти пешеходы по лужам… Ибо это стойкое — достаточно вонючее — кинотечение, в русле которого созидали и Мел Брукс, и братья Цукеры. Это так называемое «очень страшное кино» с голым пистолетом в главной роли.

Правда, даже в мусорной нише есть безусловные достижения низкого жанра. Это те светлые моменты, когда беспощадная и бессмысленная пародия порою может переплюнуть сам «оригинал». Так как и на некоторых оригиналах клейма негде ставить. (В этом плане, субъективно для меня, полтора часа радости — «Очень страшное кино-3», где не в бровь, а в глаз — всем издержкам голливудской бензопилы!)

Им там, в Америке, конечно, полегче махать кулаками. Фабрика грез за свою-то многолетнюю трудовую историю наработала немало шлаков. А вот новейший русский кинематограф, который только пыжится поиграть в «кинотрэш», за редкими исключениями — и так сплошной мусор. И вроде бы даже нет надобности «перепародировать» то, что в своей изначальной основе уже готовая пародия. Скажем, был недавно странный «Параграф 78» — типичная голливудская калька. Или «Код Апокалипсиса» — тоже псевдоамериканский экшн, только с русской няней. Уж как пыжилась что-либо пародировать предшественница «Гитлера» — убойная сила под названием «Самый смешной фильм» (производство Comedy Club), так и там на полпути гонцы выдохлись, потому что обстебав «Бригаду», «Девятую роту», докатились, бедные, до Билана — источник вдохновения иссяк.

Зато некоторые образцы качественного советского кино — для некоторых просто неиссякаемый «источник». Есть куда ручонку запустить. Голливудский «волшебник-недоучка» точно метил. Штирлиц для массового сознания — мишень благодарная. Киномиф — с необъятным фольклорным разветвлением.

Но стебать только лишь Штирлица-Тихонова — совершенно неблагодарное занятие. Ну нет для этого особо насущного повода! Думает себе человек двенадцать серий — так и что ж тут зловредного? Ведь не на унитазе думает (как это снял бы Цукер или Вайсберг). А впервые, понимаешь, в советском кино и показали-то адекватных фашистов — толковых, коварных, сильных противников мудрого Сталина, а не картонных злодеев. За это, что ли, над выдающимся режиссером Лиозновой какому-то шабашнику пристало измываться?

Поэтому главная мишень — и пусть не врут мне креаторы — совсем не «анекдоты про Штирлица». Здесь-то все позаковыристей. И, как на мой взгляд, все и ниже, и подлей…

(Хотя, кажется, и «ниже» уже некуда в данном фильме, рабски подражающему худшим образцам всего что только может быть.)

И ведь не «Штирлиц» был той картиной, которая как-либо определяла маразматические стороны советской киноидеологии! И не Лиознова в свое время славила партию-Ленина-Брежнева посредством шпионского сюжета Юлиана Семенова. И не те наши старинные блестящие актеры — спустя-то десятилетия — достойны уж такого нынешнего гадкого паясничанья со стороны теперешних продажных клоунов. По адресному счету этот «Гитлер» — загородный досуг для олигархов с Рублевки. Сняли по заказу «Газпрома», погоготали тесным кругом, затем «телок» развлекли. Затем в бани все вместе. После можно на корпоратив вызвать и живых участников «великого события» — Собчак, Галустяна, Анфису Чехову. И остальных «бледанс» (есть реальная артистка с такой фамилией, она тоже играет).

Только у данной киномедали — «За победу бреда» — есть и обратная сторона.

В гораздо меньшей степени связанная с издержками трэша, туалетного юмора и т. д..

Недвусмысленность этого вызывающего кинокапустника вдруг просвечивает уже минуте на двадцатой. Когда голливудский креативщик все муторней начинает попсить, слюнявить, гнусавить, легкомыслить, камедиклабить, корпоративить и оперетить — не на такую уж легкомысленную тематику (хотя бы для меня персонально, я тоже зритель).

Эта тема отсвечивает тотальной свастикой — на всех бутафорских зданиях «павшего Берлина».

Она лезет в глаза и уши бликами Адольфа Гитлера — даже в его карикатурных амплуа (небось, не «Великий диктатор» Чаплина; куда этим-то трехгрошовым подельникам до его великого гения).

Она — эта тема — вдруг вызывает какую-то муторность уже одной навязчивой эсесовской униформой, в которой радостно прыгают скоморохи…

И вот за что следовало бы надавать по рукам этим «айсбергам-вайсбергам», так за то, что в угаре наживы, они уже совершенно сознательно лепят-творят-малюют «новую мифологию», согласно своим бредовым сюжетам. Дескать, вы посмотрите: нацизм — это легко, прикольно, клево, весело! Это типичное офисное сообщество, это труженики факса-ксерокса и совсем уж веселые ребята в форме СС! Нацизм — это тот же развязный Comedy Club, то же «Кривое зеркало» (кстати, а где Петросян?) только в исполнении иных ряженных чучел! Нацизм — это веселья час и час вампуки…

Смеяться дальше? Или сунуть под нос этому провокатору диск с фильмом его же «старшего товарища» — кинодокумент Михаила Ромма «Обыкновенный фашизм»? Чтобы эта ватага безтормозных конъюнктурщиков, наконец, угомонилась…

The New York Times, удивляясь неоднозначной реакции на этот фильм в некоторых странах СНГ, отчего-то не прогнозирует на своих страницах, как бы приняли американские вдовы или уцелевшие солдаты клоунские пляски дебилов в режиссуре какого-нибудь «…берга» на гробах сотен и тысяч погибших во Вьетнаме или в Ираке. Политкорректность, кстати, не худшее из зол в американском кино. Русским бы это взять на вооружение. Одно дело — издевательство над штампами, подтрунивание над монахами, над проповедниками, над Пентагоном даже, иное умонастроение — нацизм во всей «веселой» его красе… Обыкновенный нацизм. Тема теме — рознь. И нравственные тормоза особо важны для комической гонки на бешеной скорости по этой скользкой магистрали. В тех же всем известных анекдотах о Штирлице — совсем не злоба и не низкая пошлость, не гнусная издевка, а лишь лукавое подтрунивание над «своим среди чужих». Чувствуете разницу? Мол, Штирлиц-то, конечно, большой герой Кремля и рейха, но все-таки парень наш в доску!

Для пародии (талантливой, конечно) важна умеренность дистанции — между объектом и субъектом. Впрочем, кому я это говорю? Этим сальным пошлякам? А то они этот бисер прочтут в Интернете…

Больше иных меня, безусловно, порадовал своим восторгом (после киевской премьеры) новоиспеченный украинский кинорежиссер Илья Ноябрев (см.цитату). Далеко пойдем, товарищи, с такими-то вкусами и с такими приоритетами и с такими нравственными установками от мастеров прекрасного и непостижимого. Будущее за ноябрьскими тезисами — ура-ура!

И, обожая загодя нащупать перспективу, совершенно не напрасно после триумфа «Гитлера» настоятельно советую тому же Ноябреву (с его вкусовыми рецепторами вкупе) — сообразить, например, во славу актуальных идеалов аналогичный кинокапустник, только уже на национальную тему — «Как казаки-запорожцы друг друга под голубой луной познавали…» Вот и оценим тогда «чувство юмора» нашего духовного синклита во главе с моральными авторитетами с улицы Банковой! Уж «посмеемся» тогда все вместе…

А «вайсбергу-айсбергу», конечно, после такого-то кассового успеха посредством удачного осмеяния преступности Третьего рейха надо немедленно идти еще дальше — и, не мешкая, снимать веселый лубок, к примеру, «Как в печках лагеря Дахау из евреев чипсы делали…».

Тоже смешно? Так ведь тоже «родственные» сюжетные линии…

Говорят, премьеру этого «Гитлера» решили было подгадать к… 9 Мая 2007 года — к Дню Великой Победы. Но что-то, видно, у шустрых творцов что-то корпоративно не сложилось: факс с ксероксом не сошелся, возможно? Впрочем, еще не поздно «это» же показать и 9 Мая 2009 года по Первому российскому телеканалу — сразу после парада на Красной площади. После торжественной речи Медведева (или Путина — какая разница). Авось у этих несчастных победивших оставшихся старцев не разорвутся сердца…

Мнение

— Это по-настоящему смешная комедия, отрадно, что за последнее время, наконец, вышло что-то хорошее!

Илья НОЯБРЕВ, новоиспеченный украинский кинорежиссер

(из комментариев украинским СМИ)
Автор: Олег ВЕРГЕЛИС, www.dt.ua


Коментарі (0)
Додати свій коментарій:
*Ім'я:
E-mail:
*Коментарій:
Символів залишилося: із
Підтвердіть, що Ви людина 
Відповідь - одне слово на тій же мові, що й питання.
Відповідь на питання «скільки» - число
Нову загадку, будь-ласка

Другие новости:

В Европе бушует ураган Фридерике. Есть жертвы Предварительные данные свидетельствуют о том, что 18 января в результате урагана Фридерике в европейских городах из-за непогоды и бушующей
- 18.01.2018 16:48
В готелі Черемош постоялець виготовляв наркотики Також правоохоронці провели обшук у ще одному приміщенні, яке постоялець готелю орендував у центрі Чернівців. Там поліцейські знайшли особливо небезпечні наркотичні засоби
- 18.01.2018 16:30
Укрзализныця запустила сервис поиска билетов с пересадками Сайт Укрзализныци с недавнего времени предлагает новую опцию - теперь путешественники могут купить билет с пересадками.
- 18.01.2018 15:46
Математики создали рецепт идеальной жареной картошки Математики из Эссекского университета, Великобритания, в опубликованном на YouTube видеоролике составили рецепт идеальной жареной картошки.
- 18.01.2018 15:05
Порядок выплат при нехватке страхового стажа определен Кабмином Порядок назначения временной государственной социальной помощи неработающему лицу, достигшему пенсионного возраста, но не получившему право на пенсионные выплаты, был утвержден Кабинетом министров Украины.
- 18.01.2018 14:05
Какие витамины полезны для мозга Крепкое здоровье - это гарантия хорошего внешнего вида, отличного самочувствия и положительного настроения. Важно, чтобы
- 18.01.2018 13:36
ВР приняла закон о деоккупации Донбасса Закон о деоккупации Донбасса был принят сегодня, 18 января, в парламенте. Свои голоса в поддержку законопроекта отдали 280 парламентариев
- 18.01.2018 13:26
Черновчан приглашают освятить воду на площади Пресвятой Марии Традиционное освящение воды на Крещение в Черновцах состоится на площади Пресвятой Марии 19 января при участии представителей различных религиозных общин.
- 18.01.2018 11:39
Непогода отрубила от света 60 населенных пунктов по Украине В Украине господствует мощный циклон, который спровоцировал сильные снегопады и порывы ветра. В результате непогоды в пяти областях Украины бе
- 18.01.2018 10:52
Черновчане требуют введения карантина в школах Менее, чем за сутки петиция на сайте черновицкого городского совета о введении карантина в школах набрала необходимое количество голосов. В целом, черновчане отдали за петицию 300 голосов при 250 необходимых.
- 18.01.2018 10:02

Всі новини